ГлавнаяХарактеристика Самарской области

Характеристика Самарской области

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Самара — город с богатой историей. Существует легенда, согласно которой её основание было предречено в XIV в. московским митрополитом Алексием. По пути в Золотую Орду в месте слияния рек Волги и Самары на него снизошла Божья благодать, и он сказал, что "будет воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет".

Крепость Самара была возведена в 1586 г. Идея строительства городков-крепостей между Казанью и Астраханью была обусловлена необходимостью закрепить и обезопасить великий волжский торговый путь. Руководителем строительства и первым воеводой стал князь Григорий Засекин.

В 1688 г. самарские служилые люди получили царскую грамоту, в которой приказывалось крепость, возведенную в 1586 г., переименовать в город. В 1730 г. был утвержден первый герб города. В 1780 г. он был подтвержден указом Екатерины II в прежнем виде — в форме щита, на котором изображена "дикая коза белая, стоящая на траве, в голубом поле". В 1781 г. Самара была возведена в ранг уездного города Казанской губернии. В 1851 г. Самара становится центром губернии, параллельно являясь важным центром хлебной торговли на Волге.

В годы Великой Отечественной Войны постановлением ГКО СССР от 15.10.1941 г.

№ 801 СС «Об эвакуации столицы из г. Москвы» Правительство СССР и все дипломатические представительства переехали в г. Куйбышев. Данное постановление не отменено до настоящего времени.

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги, и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. На севере она граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью, на востоке - с Оренбургской областью, на северо-западе - с Ульяновской областью. Губерния протянулась с севера на юг на 335 км и с запада на восток на 315 км.

Административно-территориальное деление области: 10 городских округов и 27 муниципальных районов. В составе районов – 13 городских и 292 сельских поселения.

Городские округа Самарской области:

Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулёвск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Чапаевск. 

Муниципальные районы Самарской области: 

Алексеевский, Безенчукский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Кинель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челновершинский, Шенталинский, Шигонский.

В Самарской области проживает более трех миллионов человек. Основная часть городского населения – жители Самары и Тольятти.

Важнейшими биоресурсами области являются заповедники и природные заказники, и в первую очередь, национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник им. И.И.Спрыгина, заповедник «Бузулукский бор».

Область располагает больших запасом полезных ископаемых. Основные из них - нефть и попутный газ.

С возведением в 1957 г. Волжской ГЭС важнейшим гидроэнергетическим ресурсом стала вода Жигулевского моря, образовавшегося выше плотины.

Выгодное географическое положение способствовало превращению Самарской области в мощный транспортный узел. Здесь проходят важнейшие воздушные линии, железнодорожные, автомобильные, и водные магистрали государственного значения.

Развитие индустрии позволило Самарской области войти в число крупнейших промышленных регионов России. Промышленный комплекс области – это более 450 крупных и средних и около десяти тысяч малых предприятий. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия.

Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю Волжского автомобильного завода приходится около 70% всех легковых автомобилей, выпускаемых в России. В области действует крупный аэрокосмический комплекс. Топливная промышленность по объемам производства занимает второе место в России. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких, как автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут, составляет 10-12%. По территории области проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск – Петровск, Уренгой – Петровск, Уренгой - Новопсков. Предприятия нефтехимической промышленности являются крупнейшими поставщиками синтетического каучука и изделий из пластмасс. Предприятия химической промышленности производят аммиак, различные удобрения, карбамид, желтый фосфор.

Таким образом, на территории региона сосредоточено много производств и сооружений, опасных (в случае аварии) по возможным последствиям социального, экономического и природоохранного характера. Это требует дальнейшего развития и совершенствования системы предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Краткая географическая и социально-экономическая характеристика

области и оценка возможной обстановки на её территории

Физико-географическая оценка

а) Рельеф

Самарская область расположена почти в центре европейской части России (площадь 53,6 тыс.кв.км.) на левом и правом берегах в среднем течении Волги. Реки Волга и Самара делят её по рельефу на три части - Правобережье, Север и Юг левобережья. Правобережье занято Приволжской возвышенностью и Жигулевскими горами, пересеченными оврагами, балками и речными долинами. Значительную часть в Жигулях и на Самарской Луке занимают карстовые формы рельефа, представляющие собой глубокие воронки и провалы.

Левобережье области или Заволжье, занимающее 90% площади, низменный район, полого поднимающийся на Востоке. Река Самара делит левобережье на две части (Северную и Южную). Север Левобережья в свою очередь делится рекой Кондурчой на расположенную вдоль Волги плоскую равнину низкого Заволжья на Западе и высокого Заволжья на Востоке. Максимальная высота его в отрогах Бугульминско-Белебеевской возвышенности - 317 метров над уровнем моря. По правым берегам рек Сок и Кондурча проходят Сокские горы и Кинельские горы.

Юг Левобережья или Сыртовое Заволжье имеет сыртовый полого-волнистый (долино-балочный) тип рельефа. На юго-востоке в пределы области заходят отроги возвышенности общего Сырта.

Самарская область имеет богатые плодородные черноземные почвы (73% почвенного покрова области). Но анализ качественного состояния земель селькохозяйственного назначения в последние годы показывает устойчивую тенденцию активной деградации почвенного покрова, отражающуюся на продуктивности земель и вызывающую расширение проблемных и кризисных экологических ситуаций.

б) Климат

Климат области характеризуется как умеренно континентальный. Многолетняя среднегодовая температура +4,20 С. Средние многолетние зимы -90 С, среднегодовые лета +13,60 С. Среднегодовая норма солнечных дней - 2113 часов (285 дней). Среднегодовая норма осадков - 400 мм. Время начала ледостава рек - ноябрь, декабрь.

Время вскрытия рек - начало апреля. Продолжительность снежного покрова - 143 дня. Заморозки возможны до середины мая, осадков мало, бывают засухи.

Характерной особенностью ветрового режима является преобладание в холодное время года юго-западных и южных ветров, в теплое – западных и северо-западных. Наиболее сильные ветры бывают южного направления. Средняя годовая скорость ветра составляет 3,2 – 4,4 м/с. В степной зоне области в холодное время года отмечаются ветры скоростью до 30-40 м/с. Отмечаются такие погодные аномалии, как смерчи.

Состояние окружающей среды обусловлено концентрацией предприятий экологоемких отраслей: химической, нефтехимической, топливной, машиностроительной промышленности, высокой плотностью населения, нарушенностью природных ландшафтов, практически отсутствием территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью.

Кризисная экологическая ситуация в области, ее проблемы являются следствием размещения производительных сил без учета экологического фактора.

Уровень загрязнения воздушного бассейна в крупных городах по ряду ингредиентов в 1.1 – 2.5 раза превышают средний по России.

Вода Куйбышевского и Саратовского водохранилищ оценивается как «умеренно загрязненая» III класса. Объем сточных вод сброшенных в поверхностные водоемы составляет до 830.36 млн. м.куб.

в) Растительность

Общая площадь лесного фонда Самарской области – 674,8 тыс.га, в том числе покрытая лесами – 680 тыс. га, из них лесных культур – 76,1 тыс.га, лесистость – 12,8%.Леса, выполняющие преимущественно водоохранные функции – 12 %, защитные функции – 52%, санитарно-гигиенические функции (оздоровительные) – 36%, национальные парки и памятники природы – 13%.

Северная и Западная часть области: основные породы деревьев – дуб- 26%, осина – 18%, липа – 23%, сосна - 13%, береза – 8%.

Южная часть области в основном степная с отдельными лиственными рощами. Растительность – степное разнотравье. Высота деревьев в лесах – 14-27 м, толщина – 0,18 – 0,30м. Много просек, которые периодически расчищаются, кроны деревьев сомкнуты.

Растительный облик области формируют сообщества: широколиственных, сосновых и байрачных лесов; луговых, разнотравно-ковыльных, типчаково-ковыльных степей; нагорных петрофитных и кустарниковых степей; лугов и болот.

На территории области имеются:

- Лесхозы: Безенчукский, Б. Глушицкий, Камышлинский, Кинельский, Клявлинский, Красноярский, Нефтегорский, Ново-Буянский, Похвистневский, Рачеевский, Самарский, Сергиеевский, Ставропольский, Шенталинский.

- Жигулевский Государственный заповедник;

- Государственный природный национальный парк «Самарская Лука»;

- Бузулукский Бор.

г) Гидрография

В области сосредоточены большие запасы воды, в первую очередь это бассейн реки Волги с притоками, Куйбышевское и Саратовское водохранилища.

Развитая речная сеть с преимущественным направлением течения на Юг и Юго-Запад. Основные реки - Самара, Сок, Большой и Малый Кинель, Кондурча, Уса, Чапаевка, Большой Иргиз, шириной 8-60 метров и глубиной до 4 метров.

В области по всей территории, кроме северной части, большая сеть озер и прудов, общей площадью 268 км2. Весеннее половодье длится 15-20 дней. Наименьший уровень воды приходится на конец августа, начало сентября.

На территории области разведано 27 месторождений пресных подземных вод в количестве 2823,88 тыс.куб.м. в сутки. В настоящее время эксплуатируется 22%.

Водоснабжение крупных городов (Самара, Тольятти, Отрадный, Кинель, Жигулевск и Нефтегорск) осуществляется из поверхностных вод. Города Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань и Похвистнево при водоснабжении из подземных источников испытывают дефицит качественной питьевой воды.

Серьезной экологической проблемой в области является подтопление территорий подземными водами.

Основные причины этого следующие:

низкое качество строительно-монтажных работ;

нарушение естественных условий площадки при прокладке инженерных сетей, выведение фундаментов, устройстве асфальтированных дорог;

сброс промышленных стоков, утечки воды из водопроводных и канализационных сетей; орошение земель;

нарушение гидродинамического режима подземных вод на разрабатываемых нефтяных месторождениях.

Подтопление наблюдается в пределах Жигулевской, Ставропольской, Спасской, Ольгинской, Кутулукской, Черновской, Тепловской, Ветлянской и Таловской оросительных систем.

Анализ современного состояния орошаемых земель показывает, что происходит повсеместное повышение минерализации, ухудшение качественного состава, заболачивание и засоление орошаемых полей. Отмечаются участки подтопления в районах закачки нефтепромысловых сточных вод в пласты (г. Отрадный, поселки Тимашево и Бариновка, села Черновка и Кулешовка).

К подтапливаемым паводковыми водами территориям относится г. Тольятти. Подтапливаются отдельные участки городов Самара и Сызрань и Новокуйбышевск, а также районные центры Шигоны и Большая Глушица.

Первые ледовые образования на реках наблюдаются 11-16 ноября. Устойчивый ледостав устанавливается 3-6 декабря. Средняя продолжительность ледостава 135 дней. Средняя дата очищения Волги от льда – 25 апреля (других рек – на 1-2 недели раньше).

Весеннее половодье длится 15-20 дней. Наименьший уровень воды приходится на конец августа, начало сентября. Ресурсы поверхностных вод превышают 200 км3

Разнообразие режима рек объясняется разнообразием климата, геологии и гидрологии местности, рельефа, почвенно-растительного покрова и деятельностью человека. Максимальные уровни воды в реках весной, кроме запасов воды в снеге, зависят от протекания весенних процессов, температурного режима, осеннего увлажнения почвы, ее промерзания, от количества осадков в период половодья.

Режимы реки Волга и других рек зависят от эксплуатации Волжской и Саратовской ГЭС, от регулирования сброса воды Куйбышевского водохранилища, имеющим сезонное регулирование: весной в предпаводковый период – до отметки 49 м., а к концу паводка с заполнением до отметки 53 м.

Исходя из географического положения, особенностей рельефа, условий снегообразовния, снегозадержания и снеготаяния, ожидаемого повышения среднесуточной температуры на 5-6 град.С в области складываются предпосылки для возможного весеннего затопления (подтопления) территорий.

Главной водной магистралью области является р. Волга, судоходная на всем протяжении области (310 км). Общая протяженность судоходных путей сообщения - свыше 700 км. Навигационный период на р. Волга длится до 200 суток, со второй половины апреля до середины ноября.

Экономическая характеристика области

Самарская область является одним из крупных индустриальных центров страны и занимает одно из ведущих мест в стране по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции. Из основных видов промышленности развита машиностроение и металлообработка (42 %), топливная (17,4 %), электроэнергетика (12,7 %), химическая и нефтехимическая (17,6 %), строительных материалов (2,9 %) и другие - 7,4%.

По объему промышленного производства Самарская область в Российской Федерации занимает 6 место и составляет 3,4%.

В настоящее время на территории области расположены более 4 тыс. предприятий, которые выпускают пассажирские самолеты, легковые автомобили, станки с программным управлением, промышленные роботы, оборудование для нефтепромыслов, сельскохозяйственные машины, подшипники, продукцию приборостроения, кирпич, цемент, бумагу и картон, телевизоры и мебель, одежду и обувь, практически полный набор продовольственных товаров.

Структура занятости населения по отраслям экономики:

в сфере материального производства – 68,6 %, в том числе:

- промышленность – 32,4 %;

- сельское хозяйство – 5,8 %;

- лесное хозяйство – 0,2%;

- транспорт – 7,9%;

- связь – 1,6 %;

- строительство – 6,5 %;

- торговля, общественное питание – 9,8 %;

- материально-техническое снабжение и сбыт – 0,42%;

- информационно-вычислительное обслуживание – 1%;

- прочие отрасли сферы материального производства – 2,98 %;

в непроизводственной сфере - 31,4 %, в том числе:

- жилищно-коммунальное хозяйство – 4,3 %;

- непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,5 %;

- здравоохранение,физич. культура и спорт,социальн. обеспечение – 7,3 %;

- образование – 8,6 %; культура и искусство – 1,6 %;

- наука и научное обслуживание – 2,4%; управление – 5%;

- финансы,кредит,страхование и пенсионное обеспечение – 1,5%;

- общественные объединения и организации – 0,2%.

Область обладает большими природными богатствами. Основные полезные ископаемые: нефть и газ, серные сланцы, поваренная соль, фосфориты. Область имеет бога-

тую сырьевую базу по производству строительных материалов. По запасам известняков, доломитов, глины, песка, мела область занимает одно из первых мест в России.

Наиболее крупными месторождениями являются: Мухановское, Красноярское, Алакаевское, Радаевское и Яблоневское.

Развито мясное и молочное животноводство, птицеводство и растениеводство. Область имеет (на 1.01.2003 г.) 406,2 тыс. голов крупного рогатого скота (в том числе 183,3 тыс. коров), 290,3 тыс. свиней, 94,2 тыс. овец и коз.

Из общего земельного фонда в 5359,2 тыс. га - 3959,8 тыс.га приходится на сельхозугодья (3041тыс.га занято под пашню).

В структуре сельскохозяйственного производства продукция животноводства составляет 59 %, растениеводства – 36 %.

Более 40% растениеводческой продукции (по всем категориям хозяйств) приходится на зерновые культуры, кормовых культур – 20 %, технических культур – 4 %, сенокосных угодий – 2,2 %, картофеля и овощей – 0,4 %.

К началу 2003 года в аграрном секторе действовало 431 крупных сельскохозяйственных предприятий, 3274 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 1000 предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и организаций, обслуживающих агропромышленный комплекс. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится около 8% стоимости ВРП и около 9% стоимости основных фондов. Область испытывает нехватку хранилищ для закладки урожая, недостаток мощностей по переработке продукции и холодильного оборудования.

Строительный комплекс продолжает оставаться одной из ведущих отраслей экономики Самарской области. В настоящее время в отрасли действует свыше 8933 организаций и предприятий с численностью до 75 тыс.чел., причем около 92% предприятий относится к частной форме собственности.

Пути сообщения и транспорт

Железнодорожный транспорт (в том числе его возможности)

Область находится на пересечении трех железных дорог, соединяющих центр страны с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией. Города Самара, Сызрань, Кинель являются важными железнодорожными узлами.

Основное направление Похвистнево - Сызрань двухпутное, электрофицированное, которое одно из самых грузонапряженных в России.

Самарская область обслуживается Самарским отделением Куйбышевской железной дороги. Главный ход Новообразцовое - Сызрань - Самара - Кинель - Похвистнево – 237,6 км - двухпутный электрифицированный.

 Участок Сызрань - Тольятти - Смышляевка – 103,7 км - двухпутный электрифицированный. Обводной участок Безенчук - Кинель (Южный обход) – 109 км двухпутный электрифицированный. Участок Кротовка - Серные Воды – 85,6 км - однопутный на тепловозной тяге. 

Оборудованных мест погрузки - выгрузки автотракторной техники - 75 платформ.

Главный ход оборудован средствами сигнализации - автоматической блокировкой. Южный обход оборудован диспетчерской централизацией. Участок Кротовка - Серные Воды оборудован электрожезловой связью.

Основной вид тяги – электрический. Тепловозная тяга применяется на участках Кротовка - Серные Воды, Сызрань - Ульяновск, Сызрань - Громово.

автомобильный транспорт (в том числе его возможности)

Автотранспортные перевозки в области осуществляют более чем 40 акционерных предприятий автомобильного транспорта. Количество транспортных средств более 808725 единиц (в городах 85%, в сельской местности 15%).

По территории области проходят дороги протяженностью:

- федеральные: Москва - Самара – 184 км, интенсивность движения 7000 авт/сутки, асфальто-бетонное (А-Б) покрытие, 15 путепроводов, 7 мостов;

- Самара - Уфа - Челябинск - 161 км, около 3000 авт/сутки, один путепровод, 21 мост;

- Самара – Большая Черниговка – Казахстан – 186 км, 3000 авт/сутки;

Самара – Оренбург –135, 7 км, около 3000 авт/сутки, один путепровод, 9 мостов;

- Сызрань – Саратов- 7,4 км, около 3000 авт/сутки;

- подъезд к городу Ульяновску – 33,9 км, 3000 авт/сутки, три моста.

В оперативном управлении Департамента по строительству находится 7660 км, из них 6778 км с твердым покрытием.

Имеется примерно 430 автомобильных мостов металлических и железобетонных.

Все мосты через водные преграды капитального типа.

Наличие автомобильного транспорта и пропускная способность автомобильных дорог позволяют осуществлять автотранспортные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

трубопроводный транспорт

(нефте-,газо-, продуктопроводы, их характеристика, производительность)

По территории области проходит 44 магистральных трубопроводов восьми акционерных обществ. Протяженность трубопроводного транспорта составляет более 19048 км., нефтеперекачивающих станций 98 ед., резервуарных парков 27 ед., общей емкостью около 2,3 млн. куб. метров, нефтеперерабатывающих заводов - три, газоперерабатывающих заводов - два.

Куйбышевское районное управление ОАО МН “Дружба” предназначено для транспортировки и хранения нефти. Транспортировка нефти осуществляется по двум нефтепроводам «Дружба-1» и « Дружба-II».

В структуру управления входят 4 нефтеперекачивающих станций - ЛНПС Лопатино, НПС Красноселки, НПС Сызрань, НПС Губино.

Общая протяженность трубопроводов 521 км.

Резервуарный парк - 1, количество резервуаров типа РВЖ-30000, общей емкостью около 480000 куб.м., производительностью более 320 тысяч тонн в сутки.

ОАО “Приволжские магистральные нефтепроводы”осуществляет прием, хранение и транспортировку нефти по 13 трубопроводам, а также отгрузку нефти потребителям и налив в ж/д цистерны.

В структуру ОАО входят два районных нефтепроводных управления - Самарское и Бузулукское. Перекачка нефти осуществляется по территории Самарской области десятью насосами и станциями - это ЛПДС Самара, Совхозная, Б.Черниговка, НПС Покровка, БКНС Любецкая, ЛПДС Похвистнево, Кротовка, НПС Муханово, БКНС Ерзовка и Комсомолец. Общая протяженность трубопроводов - 1801 км.

Резервуарных парков - 7, количество резервуаров типа РВС - 5000 м3, 20000 м3, 50000 м3 - 106 ед., общей емкостью - 1480000 куб.м. Фактически хранится 217000 куб.м., производительность - 480,3 тысяч тонн в сутки.

ОАО “Северо-Западные магистральные нефтепроводы”осуществляет транспортировку на нефтеперерабатывающие заводы и ЛПДС “Самара” базу смешения нефти по шести нефтепроводам.

В структуру ОАО входит Ромашкинское районное нефтепроводное управление с тремя НПС Елизаветинка, Бастуган и Калиновый Ключ, расположенных на территории Самарской области. Протяженность нефтепроводов - 9085 км.

Хранилищ нефтепродуктов и других горючих веществ на территории Самарской области РРНУ не имеет. Производительность - 283,6 тысяч тонн в сутки.

ОАО “Юго-Запад транснефтепродукт”осуществляет прием, отгрузку и транспортировку нефтепродуктов по нефтепродуктопроводам, протяженностью 427,5 км.

В структуру ОАО входит Сызранское производственное отделение с четырьмя ЛПДС Воскресенка, Прибой, Сызрань, Журавлинская.

Резервуарных парков - 4 ед. Количество резервуаров типа РВС 200 куб.м., 1000 куб.м., 5000 куб.м., 10000 куб.м. - 62 ед., общей емкостью - 323200 куб.м..

ОАО “Уралтранснефтепродукт”осуществляет последовательную транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам и отводам на нефтебазы. Протяженность трубопроводов - 456 км.

В структуру ОАО входит Уфимское производственное отделение с ЛПДС Георгиевка. На ЛПДС Гергиевка расположено хранилище нефтепродуктов общей емкостью 325 куб.м.. Резервуары типа РГС 50 куб.м., 5 куб.м. - 10 ед. Производительность - 53,1 тысяч тонн в сутки.

ООО “Самаратрансгаз” ОАО Газпром осуществляет транспортировку и поставку газа потребителям по газопроводам и отводам. В состав предприятия входят 6 линейно-производственных управлений магистральных газопроводов (Сергиевское, Тольяттинское, Сызранское, Похвистневское, Средневолжское, Отраднинское).

Хранилищ углеводородных газов - 3 ед. (ПХГ): Михайловское, Дмитриевское, Амаканское. Компрессорных станций - 19 ед. ГРС - 128 ед. Протяженность магистральных газопроводов - 4685 км., промысловых - 179 км.

Разработку и разведку нефтяных месторождений в области осуществляет ОАО “Самаранефтегаз” силами трех местных нефтеперерабатывающих управлений: “Первомайнефть” (г.Отрадный), “Богатовскнефть” (г.Нефтегорск), “Сергиевскнефть” (п.Суходол) и “Экспресс-нефтедобыча”.

Разведочное и эксплуатирующее бурение осуществляет Отрадненский филиал ЗАО “Сибирская сервисная компания” и ООО “Бурение-Суходол”.

Переработку газа после добычи осуществляют ЗАО “Отрадненский” и “Нефтегорский ГПЗ”.

На объектах ОАО “Самаранефтегаз” находятся:

- нестабилизационное производство (НСП)

2

- установки комплексной подготовки нефти (УКПН)

3

- термохимические установки (ТХУ)

8

- сборные пункты нефти (резервный парк)

11

- дожимные насосные станции

73

   

Резервуарный парк составляет 141 резервуар, суммарной емкостью - 508,0 т.куб.м. ОАО “Самаранефтегаз” имеет 9973,0 км. промысловых, межцеховых, межзаводских трубопроводов, в том числе:

- нефтепроводы

6618 км.;

- газопроводы

1220 км.;

- водоводы

2173 км.

Эксплуатационный фонд скважин 3971 ед., в том числе 174 фонтанных и 3797 механизированных. Наиболее крупными месторождениями являются: Мухановское, Красноярское, Алакаевское, Радаевское, Яблоневское.

воздушный транспорт

(аэродромы, посадочные площадки и их характеристика,

наличие приписанных самолетов и вертолетов по видам)

Воздушные перевозки осуществляются самолетами ОАО авиакомпании «Самара», услугами которого ежегодно пользуется около 1 млн. пассажиров. По воздуху переправляются свыше тысячи тонн почты и 30 тыс. тонн народнохозяйственных грузов. На территории области расположено два аэропорта: международный аэропорт «Курумоч» и а/п “Смышляевка”.

- ОАО Международный аэропорт «Курумоч» крупное авиационное предприятие, оснащенное самолетами: ТУ-154 - 13 ед., ТУ-134 - 7 ед., ИЛ-76 – 3, Як-42 – 2 ед и осуществляет перевозки пассажиров и грузов на авиалиниях СНГ.

В международном аэропорту “Курумоч” организована для поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов аварийно-спасательная команда (АСК) с оргструктурой в 220 человек (4 смены по 55 человек, в т. ч. начальников смен - 4, водителей - 4, пожарно-спасательные расчеты –52 человека, остальные 170 человек - нештатный состав служб спецтранспорта, перевозок, автотехнической базы, аэродрома-технического комплекса, медсанчасти, работников линейного отдела внутренних дел).

Техника: пожарные машины - 2 ед., гусеничный транспорт, подъемный кран, бульдозер, автобус, грузовой автомобиль, санитарная машина.

В аэропорту «Смышляевка» содержится на консервации 14 АН-2. На территории аэропорта располагаются ООО «Самара-авиа», ГРП «Волгааэронавигация», ООО «Газпромавиа» (два МИ-8), Авиакомпания «Смышляевка» (три МИ-8), аэроклуб «Айсберг» (два МИ-2 и два Ан-2). Санитарная авиация на территории области отсутствует и в ближайшее время не планируется. Департамент здравоохранения Администрации Самарской области направил в Министерство здравоохранения РФ предложения о выделении одной вертолетной эскадрилии (базирование – аэропорт Смышляевка).

водный транспорт

(основные водные акватории, порты и их характеристика, состав и возможности приписанных средств водного транспорта; отдельно - спасательных)

Главной водной магистралью области является р. Волга, судоходная на всем протяжении области. Общая протяженность судоходных путей сообщения - свыше 700 км. Навигационный период на р. Волга длится до 200 суток, со второй половины апреля до середины ноября.

Остальные реки Самара, Сок, Сургут, Большой Кинель, Чапаевка, Большой Иргиз, Уса судоходны только в устьевой части. В северо-западной части области расположено Куйбышевское водохранилище с акваторией 6448 км2 и объемом в паводковый период до 58 млрд. м3 воды.

Речные порты, причалы, их классификация, количество принимаемых судов, возможности по заправке судов.

1. ОАО Самарский речной порт Самара - пассажирский на р. Волга (Саратовское водохранилище). Протяженность бетонной причальной стенки речного вокзала - 600 м.

Количество принимаемых судов - транзитных - до 8, малых - до 30 судов.

Заправка топливом на рейде ОАО “Волготанкер” - по одному судну в течение часа.

2. Речная пристань Осипенко - пассажирский на р. Волга.

Один дебаркадер длиной -20 м.

Может принять одно судно типа: “ОМ”, “МО”, “Ракета”, “Метеор”, “Восход”.

3. Речная пристань поляны им.Фрунзе - пассажирский на р. Волга.

Два дебаркадера: один длиной -30 м, другой -20 м.

Могут принимать по одному судну типа: “ОМ”, “МО”, “Ракета”, “Метеор”, “Восход”.

4. Речные грузовые причалы порта Самара - грузовой на р. Волга.

1) Центральный грузовой район - длина причальной бетонной стенки - 419 м. Включает четыре причала, возможна обработка до 4-х судов. Гарантированная глубина - 4 м. Оснащен кранами грузоподъемностью 5; 10; 27,5 тонн и один 100 тонн.

Общее количество кранов - 10.

На территории порта имеется два крытых склада общей площадью - 6610 м2 и открытые склады с асфальтированным покрытием 66230 м2 полезной площади. Имеются подъездные погрузочные железнодорожные пути.

2) Участок - Верхний Мол на р. Самаре в Новой Гавани (стрелка р. Самара).

Причальная стенка, со стороны Новой Гавани, длиной - 312 м включает два причала, оснащенных пятью кранами, грузоподъемностью 10 тонн. Одновременно обрабатывает два судна. Имеет железнодорожные пути и открытые склады общей площадью -6000 м2.

5. Речной порт Сызрань на р. Волга.

1) Пассажирские причалы: один - транзитный, дебаркадер длиной 65 м. Принимает два судна любых типов. Второй причал - местного значения, понтон у бетонной стенки - 45 м. Принимает суда местных линий - до 2 судов.

Имеется отдельный причал для заправки топливом собственного флота - по одному судну в течение часа.

2) Грузовая причальная стенка железобетонная длиной -330 м.

Включает 3 причала, возможна одновременная обработка до 3 судов.

Порт оснащен кранами:

грузоподъемностью 5 тонн - 2 ед.;

грузоподъемностью 10 тонн - 5 ед.;

грузоподъемностью 27,5 тонн - 3 ед.

Имеются железнодорожные пути, открытые склады общей площадью 18000 м2.

6. Грузовой причал ОАО “Первомайск” г.Октябрьск на р. Волга.

Деревянный 70 метров для приема баржи, для погрузки асфальта и минваты.

Заправка судов отсутствует.

7. Грузовой причал совместного предприятия САБИ (Самара- ассоциация Башкирия, Италия) в г. Октябрьск на р. Волга.

Железобетонный причал длиной 80 м. Принимает 1 танкер для налива нефтепродуктов по нефтепроводу, заправка судов отсутствует.

8. Грузовые причалы на р. Волга у г. Самара - Новокуйбышевского НПЗ (Саратовское водохранилище). Два причала принимают суда под налив нефтепродуктов.

9. Грузовой причал на р. Волга в райцентре Приволжье (Саратовское водохранилище). Принадлежит ОАО “Самаранефтепродукт”. Металлический, длиной 80 м, принимает под слив нефтепродуктов одно судно. Заправку судов не производит.

10. Грузовые причалы на р. Волга в Яблоневом Овраге г. Жигулевск (Куйбышевское водохранилище). Принадлежат Жигулевскому комбинату стройматериалов. Железобетонные стенки общей длиной - 400 м. Грузовых причалов - 3. Каждый причал принимает по одному судну, заправку судов не производят.

11. Пассажирские причалы ОАО "порта Тольятти" на р. Волга (Куйбышевское водохранилище):

Причал № 1 - понтон 45 м, принимает два судна типа ‘Метеор”.

Причал № 2 - понтон 42,5 м, принимает два судна типа ‘Метеор”.

Причал № 3 - ж/б стенка - 100 м.

Причал № 4 - ж/б стенка 4,2 м, принимает два судна типа “ОМ”.

Причалы заправку судов не производят.

12. Грузовые причалы ОАО "порта Тольятти".

Общее количество - 7. Стенки причалов железобетонные, длиной 160, 175, 200, 90, 180, 130, 180 метров, принимают по одному судну. Заправку судов не производят.

13. Пассажирский причал с. Подвальное на Куйбышевском водохранилище.

Железобетонная причальная стенка 62,2 м. Принимает одно судно любого типа. Заправку судов не производит.

14. Пассажирский причал с. Новодевичье на Куйбышевском водохранилище.

Дебаркадер ДАЗ - 55,6 м. Принимает одно судно любого типа. Заправку судов не производит.

15. Пассажирский причал с. Усолье на Куйбышевском водохранилище.

Дебаркадер № 320 - 36 м, принимает одно судно любого типа. Заправку судов не производит.

16. Два грузовых причала на р. Волга пос. Кашпир г. Сызрань.

1) ж/б стенка Сызранского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, на одно судно. Заправку судов не производит.

2) ж/б стенка ОАО “Сызранский НПЗ”, на одно судно. Заправку судов не производит.