История создания и развития пожарной охраны Самарской области
Сегодня противопожарная служба в Российской Федерации, в том числе и в Самарской области, входящая в единую российскую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоящая из различных видов пожарной охраны, является хорошо развитым, оснащённым и мощным механизмом борьбы не только с пожарами, но и со стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями.
История чрезвычайной службы Самарской области писалась на подвигах двух самостоятельно развивающихся служб – противопожарной и гражданской обороны. При этом в единой борьбе с пожарами и последствиями чрезвычайных ситуаций работники этих служб активно взаимодействовали.
Первые известия о Самарской крепости появились в 1586 году. Сохранилось совсем немного сведений об организации противопожарной защиты и мерах борьбы с пожарами в Самаре. Крепость и посад горели неоднократно. Угроза пожара и разграбления города существовала постоянно – то со стороны ногайского князя Уруса, который враждебно воспринял появление Самарской крепости на Волге и потребовал снести её (в противном случае угрожал осадить и сжечь крепость); то со стороны волжско-уральского казачества. Самара и селения Самарского уезда в 40-х годах XVII века подвергались нападению калмыков. От этой напасти стены крепости были сильно повреждены огнём, сгорели две дозорные башни и амбары внутри города.
Конец XVII века для нашего города был «урожайным» на пожары. В письмах того времени, дошедщих до нас, самарские жители сообщали: «…от того пожарного разорения оскудали они, градские жители, и одолжали великими долгами, и скотиною опали, и разорились без остатку».
Первые крепостные пожарные команды состояли из военных людей, которые находились в непосредственном заведывании комендантского штаба, и возглавляли их офицеры крепости. В основном эти обязанности выполняли стрельцы, которые дежурили посуточно, а свободные от дежурства размещались недалеко в казармах и при пожаре быстро прибывали к месту. Это были дисциплинированные и физически крепкие служители. В их службу входили не только внутренняя охрана крепости и военных припасов, но и участие в тушении пожаров в составе нештатной пожарной команды. Нижние чины назначались в эти команды на два года из крепостных войск. По мере заселения прилегающих к крепости территорий к тушению пожаров привлекались домовладельцы, т. е. тушили «всем миром» - это не только жизненная необходимость, но и в последующем и сегодня, - хорошая традиция. Если пожар происходил в самарском кремле, то немедленно должны были собираться все решёточные приказчики, стрельцы и уличные сторожа, чтобы «с помощью Божьей пожар утушить и всякое строение отнять». При пожаре жители Самары оповещались набатом в самарском кремле и колокольным звоном.
Нападения кочевников, несоблюдение простых мер пожарной безопасности приводили к частым, а подчас и крупным пожарам в деревянной крепости. К началу 1700 г. относится упоминание о первом крупном пожаре в Самаре. В документах Московского приказа записано: «В Самаре большой пожар, сгорел архив Самарской приказной избы». В частности, тогда огнём были уничтожены и письменные акты об основании города, поэтому долгое время нельзя было установить точную дату основания Самары. Ещё из этих документов видно, что в результате опустошительного пожара 1700 г. сгорела большая часть города, фортификационные сооружения внутреннего городка и кремля, а также крепостные стены. В 1703 году огонь охватил только деревянные укрепления крепости – башни и бастионы, а посад и слободы остались нетронутыми. Быстрому распространению огня способствовали сильный ветер, плотная деревянная застройка поселений, отсутствие организованной пожарной охраны. Наиболее частыми причинами пожаров в те времена являлись: зажжённая лучина, курение, выброс горящей сажи из печных труб, приготовление пищи на костре, нередкими были и случаи поджогов.
В том же 1703 году в 200 метрах на северо-восток от сгоревшего кремля была возведена новая крепость в виде ромба. Она, а в последующем и город Самара, горели многократно. Временами пожары приводили к опустошительным последствиям. И непременно после каждого катастрофического пожара городские власти и общественность предпринимали всё более эффективные меры борьбы с огненной стихией, но из-за скудности материальных средств они оставались крайне недостаточными.
Коренным образом, пусть не сразу, укрепила пожарное дело в Самаре государственная поддержка. В Пожарном уставе, который начал разрабатываться в начале XIX века и впоследствии вошёл в состав Свода законов Российской империи 1832 года, в первой главе книги третьей, в Отделении первом «Устройство пожарной части в городах» впервые были прописаны нормативные требования к городским пожарным частям. Пожарная часть в городах принадлежала к составу полицейского городского управления. Устройство части было различно в столицах, в городах губернских и городах уездных и заштатных. По разнице в статусе городов в разный период времени в городе Самаре по-разному происходило развитие пожарной охраны.
В 1841 году государем императором Николаем I был подписан высочайший Указ об утверждении штата Самарской городской полиции. На подлиннике собственною Его Императорского Величества рукой написано: «Быть посему. В Царском селе, 16 октября 1841 г.». В соответствии с новым штатным расписанием уездной Самаре был положен один полицмейстер, два частных пристава, один брандмейстер, три унтер-офицера, а также 25 пожарных служителей. Для пожарной команды предусматривалось 20 лошадей с соответствующим содержанием. С этих небольших сил и средств началась деятельность профессиональной пожарной охраны. Небольшая численность пожарной команды, безусловно, не соответствовала сложившейся обстановке. И свидетельством тому послужили опустошительные пожары в 1848-1850 годах, когда Самара сгорела почти вся. Приняв в 1851 году по указу императора Николая I статус губернского города, Самара стала усиленно застраиваться каменными домами. Новое штатное расписание пожарной команды было введено в действие с начала 1854 года. Пожарный обоз увеличился до 51 лошади, а число рядовых пожарных служителей выросло до 34 человек. Вплоть до 60-х годов XIX века в Самаре оставались только две пожарные части, так как средств в городском бюджете после катастрофических пожаров 1848 и 1850 годов не хватало.
Зачастую пожарные служители в середине XIX века жили в специально нанятых для них домах, а в последующие годы – в служебных квартирах при пожарных частях. При этом холостых размещали отдельно от женатых. Хотя эти условия не всегда выполнялись. Дома в те годы отапливались русскими и голландскими печами, а начальство иногда могло себе позволить и устройство в квартире камина. Освещались же дома стеариновыми свечами. Вплоть до 1880-х годов даже пожарные каланчи освещались только свечами, а немного позже – керосиновыми лампами. И лишь в начале XX века для этих целей стало применяться электричество.
В 1858-1859 гг., когда в Самаре ещё не было водопровода, в разных местах были построены деревянные чаны для хранения воды, которые стояли на кирпичных столбах высотой в сажень. Количество чанов составляло: в 1863 году – 20 шт., в 1871 г. – более 40 шт. Наполняли их водой с ранней весны пожарными бочками, привозимыми с Волги или Самарки. На зиму вода из чанов сливалась. Во время пожара, когда у пожарных в ёмкости бочечного хода заканчивалась вода, они подъезжали к ближайшему чану, набирали воду в бочки, подвозили к месту пожара и продолжали тушение.
Всего за период с 1853 по 1862 год огненная стихия уничтожила в городе 513 домов. После каждого крупного пожара городские власти обновляли пожарную команду, укрепляли её материально-техническое состояние. С каждым годом денежные средства на её устройство увеличивались.
Так как пожары в Самаре особенно часто случались в летнее время, то для борьбы с огненной стихией двух пожарных команд было, конечно, недостаточно. На летний период самарские власти формировали две временные команды (резервные части). Было очевидно, что такой подход в борьбе с пожарами неэффективен.
23 апреля 1858 года самарский губернатор писал в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел о необходимости усиления в Самаре пожарной команды посредством увеличения вольнонаёмных служителей: «… имею честь покорнейше просить хозяйственный департамент по возможности ускорить разрешением усиление пожарной команды и полицейской части в г. Самаре, так как при быстром расширении города, увеличении населения и развитии торговли и промышленности в этом состоит крайняя необходимость».
Только в мае 1859 года в городе наконец-то была создана постоянная третья пожарная часть.
К наиболее губительным и трагическим последствиям приводили пожары в сельской местности. Пожары нередко буквально стирали с лица земли тот или иной сельский населённый пункт Самарского края. Ветер разносил горящие головёшки, как спички, и поджигал, поджигал… Без крыши над головой оставались десятки и сотни людей. И если в городах к середине XIX века уже были созданы регулярные пожарные части, содержащиеся из городских бюджетов, то в деревнях и сёлах пожарных команд не было: всё ещё сохранялась обязанность самих жителей тушить пожары, при развитии которых люди разбегались, спасая свои дома и семейства.
В 1884 году в Самаре под руководством инженера Николая Петровича Зимина начала работать комиссия по устройству городского гидросооружения. 29 августа 1885 г. после длительной переписки с МВД по утверждению проекта, в Самаре началось строительство противопожарного водопровода. Инженер Н. П. Зимин прислал в Самару свои самые лучшие силы из Москвы, в том числе инженера Н. В. Чумакова. С 1885 по 1886 год строился самарский водопровод. Уже 1 октября 1886 года началась подача воды на главные улицы города. Со своими специальными приспособлениями для тушения пожаров он стал исключительным сооружением этого рода не только в России, но и вообще в Европе.11 января 1887 г. ознаменовалось торжественным подписанием акта о сдаче первого противопожарного водопровода в России в эксплуатацию и его освещением. Вплоть до 1914 года, до начала мировой войны, самарский водопровод считался совершеннейшим техническим сооружением своей эпохи, так как это была первая подобная противопожарная система в России.
В 1861 году в России стали образовываться первые добровольные пожарные дружины. 5 августа 1897 года МВД были утверждены «Правила о введении в действие нормального устава сельских пожарных дружин», которые определяли цели, права. обязанности и порядок деятельности добровольных пожарных обществ. В 1898 году в Самаре было создано Самарское городское добровольное пожарное общество. Совет Императорского Российского пожарного общества одобрил инициативу самарцев. Усилиями и при поддержке губернских и уездных властей, по инициативе обывателей поселений в Самарской губернии в самом начале XX века стали активно создаваться сельские вольные пожарные общества и дружины. В 1903 году таких обществ насчитывалось 12: в городах: Самаре, Ставрополе, Бугуруслане, Бугульме, Новоузенске; поселении Мелекес; в селениях – Сорочинское Бузулукского уезда, Екатериненштадт Николаевского уезда, Ровное, Исаклы Бузулукского уезда; слободах – Покровская, Питерка Новоузенского уезда. Всего к 1915 году было образовано 29 добровольных пожарных обществ.
К 1868 году пожарные команды перестали формировать из рекрутов, призываемых на военную службу. Солдат заменили местные вольнонаёмные граждане, вследствие чего и все дела по управлению этими командами были сосредоточены в городских общественных управлениях. Пожарная охрана оставалась в непосредственном подчинении полицмейстеру и считалась полицейской пожарной командой.
23 января 1896 года Министерством внутренних дел был утверждён «Нормальный устав городских пожарных обществ», который предоставил губернским и городским властям создавать пожарные общества. До начала XX века Самарская пожарная команда состояла в штатах городской полиции и непосредственно подчинялась полицмейстеру. При этом начальник городской полиции мог в любое время поднять пожарные части по учебной тревоге, произвести осмотр команды и сообщить о результатах проверки городской управе. Кроме того, полицмейстер нередко привлекал пожарных служителей для выполнения работ, не связанных с тушением пожара и спасением людей. Впрочем, проверить состояние пожарного обоза могли и члены городской управы. Частые проверки, особенно лицами, не сведущими в пожарном деле, создавали ненужную нервозную обстановку в частях. Подчас давалась необъективная оценка работе огнеборцев. Денежные средства, которые выделяли МВД и особенно местные власти, зачастую доходили до пожарной команды города по остаточному принципу, не в полной форме. С целью более эффективного управления и материально-технического укрепления пожарных частей в начале XX века самарская городская власть решила вывести огнеборцев из подчинения полиции. Толчком к этому послужил катастрофических масштабов пожар, случившийся в Сызрани 5 июля 1906 года. Он унёс жизни сотни людей, а оставшихся в живых лишил крова и имущества. В тот страшный день погибли, в первую очередь, обитатели больниц, богаделен и приютов, престарелые, убогие и арестанты. Не помогли даже противопожарные резервуары на Соборной (ныне – площадь Куйбышева) и Кузнецкой площадях (ныне – площадь имени В. И. Ленина). Для восстановления Сызрани понадобилось более 5 лет. 20 марта 1908 года Самарская управа через губернатора возбудила ходатайство перед российским министром внутренних дел о переименовании Самарской пожарной команды из полицейской в городскую (общественную). Прошение было удовлетворено, и 5 мая 1910 года Главное управление МВД утвердило временные правила Самарской городской пожарной команды и её штатное расписание. На основе этого документа Самарская управа составила инструкцию «О порядке заведывания пожарной командой в хозяйственном и административном отношениях и дисциплинарных взысканиях, налагаемых на чинов команды», после чего вывела пожарную команду из полицейской структуры и приняла её в своё управление. В первые годы содержание городской пожарной команды стало улучшаться. Однако в последующем из-за значительного спада экономического производства и падения социального уровня жизни населения Самарской губернии в результате разрушительных последствий войн и революций в стране содержание и управление пожарной охраной передавалось из одного ведомства в другое.
В 1912 году в городе Самаре стали появляться первые грузовые автомобили. Поставками машин в наш город тогда занимался предприниматель П. Н. Поляков. Гараж Полякова в Самаре предлагал к продаже и пожарные автомобили – лестницу и «линейку». Однако в местном бюджете средств на закупку пожарной автотехники не было. Надо отметить, что в то время и столичные города не имели пожарных атомобилей. В Самаре первые пожарные автомобили появились после революции.
Революционные восстания, гражданская война привели пожарные части в упадническое состояние. Не хватало огнеборцев, лошадей и средств на содержание пожарного обоза. 25 марта 1918 года Губернский исполнительный комитет передал самарскую пожарную команду в ведение коммунального отдела. После создания пожарного страхового отдела, пожарная охрана перешла в ведение административного отдела управления горисполкома. 17 апреля 1918 года состоялся Всероссийский съезд работников пожарной охраны, на котором был принят декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём». 12 июня 1920 года СНК РСФСР принял постановление № 100 «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Пожарную службу отделили от страхового отдела и передали в Главное управление коммунального хозяйства НКВД. В Самарской губернии в 1921-1923 годах организацию противопожарной охраны осуществлял пожарный подотдел. В мае 1923 года пожарный подотдел был реорганизован в Управление пожарной охраны г. Самары, начальником которого стал Н. И. Жданов. На тот период в Самаре противопожарную защиту выполняли 6 пожарных частей. В дальнейшем УПО, а позже УГПС Самарской области переходило в подчинение различных служб и ведомств – НКВД СССР, МВД СССР, РФ и МЧС РФ. Пожарную охрану области в своё время возглавляли А. А. Самбросов, Н. И. Жданов, Н. А. Артузи, А. П. Кострюков, К. К. Иванов, Б. Г. Игнатов, Н. И. Кириленко, А. К. Карпов, А. В. Жарков, М. И. Орлов.
14 мая 1928 года Всероссийский центральный исполнительный комитет СССР принял постановление об образовании Средне-Волжской области, и столицей этой необъятной территории стала Самара. 16 июля 1928 года было введено деление Средне-Волжской области на 9 округов: Мордовский, Самарский, Бугурусланский, Бузулукский, Пензенский, Сызранский, Ульяновский, Оренбургский и Кузнецкий; образованы на территории области 116 районов. Пугачевский уезд перешел в подчинение Нижневолжского края (ныне - Саратовская область). Летом же 1928 года комиссией областного управления пожарной охраны было проведено обследование состояния пожарной охраны ряда городов. Самая плохая пожарная охрана тогда была в городе Саранске и Рузаевке. Из-за отсутствия положенных штатов к пожарной команде прикрепляли лиц, осужденных к принудительным работам.
25 сентября в 1928 года на должность начальника управления пожарной охраны города Самары был назначен Гавриш Семён Никифорович. В декабре 1928 года для пожарной команды Самары за счёт ссуды Госстраха в размере 25 тысяч рублей была приобретена механическая лестница. Комиссия, проводившая её технический осмотр, признала таковую непригодной для эксплуатации и посчитала необходимым вернуть лестницу производителю и закупить другую. В том же году по инициативе начальника пожарной охраны Н. А. Артузи при поддержке заведующего областным коммунальным отделом Азовским были разработаны и утверждены отличительные знаки работников пожарной охраны. Знаки в форме звезды и эмблемы жёлтого и белого цветов располагались на обрезе воротника куртки или шинели.
В те годы по всей стране между коллективами работников и служащих политические органы начали развивать социалистические соревнования. Пожарная охрана не была исключением. Так, например, пожарные Самары соревновались с огнеборцами города Саратова. В октябре 1929 года Н. А. Артузи и А. П. Самбросов подвели итоги соцсоревнований и пришли к решению признать Самарскую пожарную охрану лучшей.
В двадцатых годах новая пролетарская идеология создавала нового советского человека – труженика, преданного советской власти, всегда готового защитить завоевания Революции. И здесь пожарная охрана шла в ногу со временем. Все пожарные машины получили новые звонкие имена. Автомобиль с центробежным насосом стал называться «Гражданин», линейка стала «Рабочим», а цистерна «Идеей».
27 апреля 1929 года на Красноармейской улице в домовладении № 19 произошёл крупный пожар, причинивший большой материальный ущерб жителям дома. Этот пожар высветил ряд существенных недостатков в организации пожарной охраны города.
Главная проблема была в недостатке штатной численности боевых расчётов, из-за чего другие районы города долгое время оставались неприкрытыми пожарной охраной. Личный состав слабо подготовлен, руководство действиями пожарных служителей осуществлялось неграмотно. Прибывшие на пожар добровольцы не были организованно задействованы и только мешали тушению. Давление в водопроводной сети было недостаточное и достигало не более 2 атмосфер. Работы, связанные с тушением пожара, привели к остановке трамвайного движения по маршруту № 1 в течение 2 часов, что неизбежно повторялось при каждом пожаре. Происходило это из-за того, что на улицах было недостаточно пожарных гидрантов и отсутствовали специальные канавки для прокладки рукавов под рельсами при пересечении трамвайных путей.
Административные преобразования продолжались и в 1929 году. Постановлением ВЦИК СССР 29 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край, а ее Мордовский округ преобразован в Мордовскую автономную область. После введения нового районирования на территории бывших четырех губерний (Самарской, Пензенской, Ульяновской и Оренбургской) образовалось 7 округов и 1 область (Мордовская). Город Самара был выделен в самостоятельную окружную единицу.
В составе этих административных образований было создано 113 районов, на территории которых насчитывалось 4 182 сельсовета и 11 467 отдельных населенных пунктов, общее население которых достигало 6 204 200 человек. В городах Средне-Волжского края проживало еще 706 544 человека, а всего в регионе насчитывалось 6 980 744 человека и 1 320 600 хозяйств. Немалое число населенных пунктов, многочисленное население края, а также наличие развитой промышленности и сельского хозяйства создавали сложную пожароопасную обстановку. В связи с этим 13 ноября 1929 года Самарский городской совет издал обязательное постановление № 54 «О мерах предупреждения пожаров», предписывающее заведующим учреждениями и предприятиями, комендантам зданий, домоуправлений, арендаторам и домовладельцам вести постоянное наблюдение за печами и дымоходами во всех жилых и нежилых помещениях. Они должны были находиться в исправности и своевременно ремонтироваться. Требовалось установить в каждом жилом доме наружную лестницу (противопожарную), соблюдать «разрывы» между постройками, не загромождать их, а оставлять свободными. Все граждане г. Самары должны были соблюдать осторожность при обращении с огнем (это требование актуально всегда, во все времена), не разжигать огня на лестничных клетках, не ходить с горящими углями, свечами, лучинами и керосиновыми лампами на чердаки, конюшни и т. д., не возводить какие либо постройки без разрешения органов технического, строительного и пожарного надзора… Также предусматривались меры противопожарной охраны на производственных предприятиях, промышленных и торговых складах.
Общий надзор за выполнением правил противопожарной охраны и принятием мер пожарной безопасности возлагался на пожарную охрану и органы милиции. Средне-Волжское краевое управление пожарной охраны находилось в Самаре в ведении крайкоммунотдела. Его возглавлял начальник УПО, у которого был один заместитель (он же инспектор пожарной охраны). В штате управления числилось два инспектора: по городской и сельской пожарной охране. Оплата работы данной категории служащих в это время была невысокой. Низкие ставки не позволяли пригласить на эти должности квалифицированных работников, организовать на территории края должностной контроль на местах. Вследствие малочисленности аппарата отсутствовала эффективность управления структурами.
Положение осложнялось еще и тем, что в райисполкомах не было пожарных инструкторов, так как на их содержание средств не выделялось. К тому же в селениях, присоединившихся к Средне-Волжскому краю, не было даже пожарных старост.
Для подготовки квалифицированных пожарных кадров в 1929 году в Самаре на краткосрочных курсах обучилось 32 человека. В этом же году при Самарской городской пожарной команде был организован специальный учебный центр, подготовивший в течение четырех месяцев около 100 человек. Несмотря на принимаемые меры, такое количество работников никак не решало стоящих перед пожарной охраной задач. Руководящий состав пожарных команд имел низкую квалификацию. Штаты были не укомплектованы. Положение усугублялось низкой заработной платой.
Несколько лучше обстояли дела борьбы с огнем и пожарной профилактикой в промышленной сфере. Всего на предприятиях края насчитывалось 16 профессиональных пожарных организаций. На семи предприятиях имелись добровольные пожарные дружины. Несмотря на принимаемые меры борьбы с огнем в промышленности, многие предприятия в 1929 году понесли большие потери от огненной стихии. Так, на Екатерининской суконной фабрике имени Гая в том же году серьезный пожар причинил ущерб на 1 680 000 рублей. Промзинской бумажной фабрике пожар нанес ущерб 400 000 рублей, лесопилке на стеклозаводе «Красный Гигант» огонь нанес убыток в 25 000 рублей. На спичечной фабрике «Власть труда» ущерб составил 18 000 рублей.
Всего в городах Средне-Волжского края в 1929 году произошло 129 пожаров, в сельской местности их число достигло 7 735.
1 октября 1929 года общее руководство пожарным делом на заводах и фабриках было передано органам госпожнадзора в лице начальника краевого УПО, округа или района, на основе существующего «Положения об органах государственного пожарного надзора». Это дало право устанавливать штаты пожарных команд и определять нормы противопожарного оборудования.
По мере расширения производственной базы края, увеличения количества предприятий и реконструкций старых зданий, все более явственно вставала задача по пожарной охране зданий и сооружений на всей территории края.
Несмотря на то, что благосостояние населения постепенно улучшалось, повышался его культурный уровень, число пожаров в Средне-Волжском крае росло и главным образом за счёт сельской местности.
В начале 30-х годов при вновь созданных на территории края промышленных объектах в начальный период ведомственная пожарная охрана не создавалась, несмотря на то, что в проектах закладывалась и штатная численность пожарных подразделений, и их материальная база. Соответственно, перед краевым УПО вставала необходимость усиления контроля за сооружением новых предприятий, установления соответствия их пожарно-техническим требованиям.
28 февраля 1930 было принято обязательное постановление Средне-Волжского краевого исполнительного комитета «О мерах пожарной безопасности при возведении и капитальном переоборудовании зданий и сооружений на территории Средне-Волжского края». В нём, в частности, говорилось, что в целях усиления мер пожарной охраны при строительстве и переоборудовании зданий, сооружений и промышленных предприятий «…обязать все государственные, кооперативные и частные учреждения, организации, разных частных лиц при проведении всякого рода строительных работ, как подрядным способом, так и хозяйственным, соблюдать установленные противопожарные мероприятия на стройках в соответствии с общим объемом строительства, ценностью той или иной постройки, степенью пожарной опасности применяемых стройматериалов и другими местными условиями».
В сельской местности в зданиях общественного пользования: мельницах, элеваторах, школах, больницах, народных домах и тому подобных требовалось выполнение всеми вышеперечисленными организациями точного руководства, специально утвержденного крайисполкомом и изданного отдельной брошюрой. Правилами предусматривалось назначение на стройке ответственного за соблюдение мер пожарной безопасности, который бы подчинялся не только руководителю работ, но и вышестоящим органам пожарной охраны. Это ответственное лицо (заведующий пожарным подотделом) определяло, какие противопожарные средства и мероприятия необходимы для данной стройки, а также осуществляло надзор за их соблюдением с уведомлением руководителя строительства, ознакомление рабочих и служащих с приемами тушения пожара, в т. ч. с привлечением личного состава пожарной охраны (если она уже имелась).
При возведении построек особой государственной важности, а также при их капитальном переоборудовании органам ГПН предоставлялось право требовать при рассмотрении проектов создания пожарных команд, караулов или отдельных постов на территории построек с привлечением профессиональных пожарных организаций. Обязанности заведывания пожарной охраной возлагались на брандмейстеров.
На всех стройках предусматривалось круглосуточное дежурство сторожей, на которых в нерабочее время возлагались обязанности по контролю за соблюдением противопожарного режима на объекте, работоспособность пожарной сигнализации и сигналов оповещения. Принимаемые меры позволили несколько снизить количество пожаров в городах, чего нельзя сказать о сельской местности, там эти показатели, как сейчас говорят, зашкаливали. Руководство Средне-Волжского краевого исполкома в связи со сложившейся обстановкой в сельской местности опубликовало очередное обязательное постановление № 26 от 11 апреля 1930 года г. Самара «О мерах пожарной безопасности в сельских местностях, колхозах и совхозах Края». Постановление утвердило представленные крайкоммунотделом противопожарные правила, обязательные для исполнения, в колхозах и совхозах всех систем.
В начале 30-х годов в Средне-Волжском крае из-за недостатка квалифицированных пожарных кадров командиры пожарных звеньев не всегда умели грамотно оценить опасность возникшего пожара, а следовательно, принять верные адекватные меры для его ликвидации. Из-за этого зачастую пожары приобретали бедственные масштабы.
В связи с участившимися пожарами в лесах 24 мая 1930 года крайисполком принял постановление, в котором обязал в трёхдневный срок все окружные исполкомы провести мероприятия по охране лесов и издать обязательные постановления об их защите от пожаров. Но за короткое время изменить ситуацию в большом регионе было непросто.
В октябре 1930 года в штате краевого совнархоза была утверждена должность старшего пожарного инспектора. Стали проводиться месячники по противопожарной охране в городах, посёлках и сельских местностях. В Самаре возводилось большое количество промышленных объектов. Но убытки от пожаров города ежегодно росли.
19 августа 1932 года самарским горисполкомом было принято решение о строительстве пожарной части в районе железнодорожной станции Пятилетка, так как в это время здесь уже полным ходом шло строительство нового заводского городка. Было выделено 62 000 рублей, к работам привлечено восемь организаций. В этих рабочих посёлках будущей Безымянки будут созданы несколько пожарных частей, в основном, по охране военно-промышленных предприятий.
Развитие пожарной охраны города Самары и сельских поселений продолжалось.
Полымя стихийных пожаров стараниями видных руководителей страны, губернии и города, усилиями профессиональных брандмейстеров, начальников пожарной охраны, доблестных пожарных служителей было укрощено. Теперь пожары носили локальный характер и стали управляемыми.
В 1934 году был создан Наркомат внутренних дел СССР, и пожарная охрана перешла в его ведение. Руководящим органом пожарной охраны стало Главное управление пожарной охраны (ГУПО) НКВД СССР. Подразделениями профессиональной и военизированной пожарной охраны Средне - Волжского края по-прежнему руководило управление пожарной охраны (УПО).
И дальнейшая героическая история противопожарной службы Самарской области под началом славных руководителей была заполнена яркой летописью событий. Они отразились в самоотверженной борьбе с пожарами в период становления народного хозяйства после гражданской войны, в грозные годы Великой Отечественной войны, во времена пятилеток трудового подвига советского народа по восстановлению системы жизнедеятельности государства в послевоенный период и дальнейшего социалистического расцвета экономики нашей необъятной Родины. Черной полосой в истории развития пожарной охраны области проходят трагические пожары и катастрофы: взрывы на заводе «Полимер» г. Чапаевска, пожары на Куйбышевской перевалочной нефтебазе, в здании ГУВД Самарской области, авария на танкере «Виктория» и т. д.
Вся эта большая информация событий в хронологическом порядке была собрана, обобщена и проанализирована, преобразована в текст в период с 2001 года по 2004 год коллективом энтузиастов пожарной охраны и творческой интеллигенции Самарской области. В результате кропотливого творческого и научного труда были написаны и изданы книга памяти «Пока помним, живем» и трилогия «Вехи огненной Самары: от крепости до наших дней», которые увековечили историю пожарных Самарской области и создали духовный памятник ратному подвигу пожарных в назидание будущему поколению. С 2016 по 2022 год работники государственного казённого учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны и пожарной безопасности» во главе с руководителем Учреждения Исаевым В. И. провели большую трудоёмкую работу по изучению областных архивов, сбору исторической информации, подготовке к изданию и выпуску новой, уникальной в научном плане книги «Рождённая из полымя». Книга повествует об исторических вехах образования и развития противопожарной службы Самарского края. Охватывает большой временной период - от становления старой крепости Самары до начала 30-х годов прошлого столетия. Особенно важно, что были открыты не только новые, доселе неизвестные события и факты, но и незаслуженно забытые имена пожарных служителей, их заслуги в пожарном деле.
В советский период, одновременно с государственной противопожарной службой шло развитие не менее героической службы - гражданской обороны. 4 октября 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил новое Положение о противовоздушной обороне страны. Местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную составную часть системы противовоздушной обороны государства. С этой даты принято отсчитывать начало самостоятельного функционирования местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) – прообраза гражданской обороны (ГО).
Постановлением Государственного Комитета обороны страны от 16 июня 1943 года «О местной противовоздушной обороне» создаются аварийно-восстановительные, противопожарные службы и формирования. На подступах к г. Куйбышеву сооружается Куйбышевский оборонительный рубеж. Он проходил по территории Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Куйбышевской областей и республики Татарстан. В его строительстве участвовало в общей сложности более 300 000 человек. Согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 января 1960 года «О мероприятиях, связанных с реорганизацией МВД СССР», штаб МПВО страны был сохранен, а штабы и войска МПВО были преобразованы в гражданскую оборону и подчинены Министерству обороны СССР. В это время штабом МПВО Куйбышевской области руководили Шевченко А. П., Попов А. С.
В период с 80-х по 90-е годы штаб ГО и ЧС Самарской области возглавляли Невский М. Я., Карбаев А. Д., Зайцев Н. П. Постановлением Правительства Самарской области от 21 ноября 1997 года № 338 Штаб по делам ГО и ЧС Самарской области реорганизован в Главное управление по делам ГО и ЧС Самарской области. Указом президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 УГПС ГУВД МВД России по Самарской области передано в состав Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ. Приказом МЧС России от 26 октября 2004 года № 487 образовано Главное управление МЧС России по Самарской области.
В 2005 году Постановлением Губернатора Самарской области № 38 от 15 февраля создано государственное учреждение Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям», являющееся правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Самарской области. Эта знаменательная дата является днём рождения субъектового чрезвычайного учреждения, с которого началась его современная история - история одного из важнейших звеньев подсистемы РСЧС. С 2005 по 2008 годы Учреждение возглавлял Карбаев Александр Дмитриевич, с 2008 по 2010 годы - Неверов Виктор Иванович.
В 2008 году путем передачи из федеральной составляющей в субъектовую, на основании постановления Правительства Самарской области от 31.01.2008 № 15, была образована и вошла в состав Учреждения государственная противопожарная служба Самарской области общей численностью 1 577 человек. На базе существующих пожарных частей были сформированы 50 пожарно-спасательных подразделений по охране 27 муниципальных районов и городских округов губернии.
С 2010 года и по настоящее время учреждение, преобразованное в государственное казенное учреждение Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям», возглавляет Исаев Вячеслав Ильич. Под его руководством и силами слаженного, профессионального коллектива Учреждения, сравнительно молодая организация становится востребованной населением области и активно развивается. По средствам реализации Государственных программ Самарской области, в том числе «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах Самарской» за последние 13 лет вновь созданы 17 пожарно-спасательных частей, закуплены 120 единиц пожарной автотехники, пожарно-техническое оборудование, в том числе дыхательные аппараты, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, различное имущество для использования его при ликвидации чрезвычайных ситуаций и многое другое.
Численность Учреждения в настоящее время составляет 2 262 единицы, в режиме повседневной боевой готовности находятся 67 пожарно-спасательных частей по охране муниципальных районов области и городских округов Кинель и Октябрьск. Подразделения оснащены современной техникой и оборудованием. На вооружении находятся 210 единиц основной и специальной пожарной автотехники. Среди субъектов Российской Федерации это одна из наиболее крупных областных служб подобного назначения. Наши подразделения входят в состав местных пожарно-спасательных гарнизонов, первыми приходят на помощь людям, попавшим в опасное для жизни положение, зовущим к спасению и защите.
За время постоянной оперативной деятельности Учреждения следует отметить напряженную и самоотверженную работу пожарных-спасателей по ликвидации масштабных природных пожаров на всей территории области в горячее лето 2010 года. Из-за множества пожаров тушили их буквально всем миром. В июне 2012 года несколько дней с риском для жизни личный состав подразделений Борского и Богатовского районов совместно с федеральной противопожарной службой ликвидировали последствия взрывов боеприпасов на складах МО РФ. Спустя год в п. Нагорный г. о. Чапаевск на Приволжском государственном испытательном полигоне еще одна преступная халатность привела к более масштабным взрывам боеприпасов с тяжелыми человеческими и материальными потерями. И здесь подразделения противопожарной службы Самарской области одними из первых принимали участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Но настоящим испытанием для работников противопожарной службы Самарской области стали крупные пожары в августе 2021 года в м. р. Борском. В назидание гражданам об этих пожароопасных событиях и самоотверженности людей в защитной форме желательно рассказать поподробнее.
В этот период года установилась жаркая, сухая и ветреная погода. Температура достигала +30…+40 градусов Цельсия. Несмотря на объявленный в губернии особый пожароопасный период и запрет на разведение огня, в тот день небезраличные жители не раз выкладывали в социальных сетях информацию о несанкционированном пале сухой растительности на территории муниципальных районов Самарской области, возгораниях в полях и на окраинах сел. Сообщение на пульт диспетчера пожарно-спасательной части № 134 пожарно-спасательного отряда № 48 о горении сухой травы и кустарников вблизи с. Гвардейцы Борского района Самарской области поступило около полудня.
Огнеборцы ПСО № 48, добровольцы ДПК сельского поселения «Гвардейцы» и чуть позже пожарные ПСО № 15, 35, 39 из соседнего Кинель-Черкасского района первыми приняли удар разбушевавшейся природы, вступив в бой с огненной стихией. Ко времени прибытия пожарных расчетов огонь полосой до 1 500 метров накрывал окраину сельского поселения. При этом порывы ветра достигали скорости от 18 до 20 метров в секунду, а температура воздуха поднялась до 38 градусов Цельсия. Пламя распространялось с большой скоростью. В этих сложнейших условиях работники противопожарной службы Самарской области несколько часов самоотверженно сражались с огнём. Когда пожар приблизился к жилым домам на первой линии села Гвардейцы, начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона был объявлен повышенный ранг сложности пожара № 3. К месту вызова для борьбы с огнём начали стягиваться дополнительные подразделения Учреждения соседних муниципальных районов и федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Самарской области, местные волонтёры. Общими усилиями спасателей к вечеру 21 августа пожар в с. Гвардейцы был локализован и остановлен на первой линии домовладений поселения. Пожарные дотушивали отдельные очаги возгораний вокруг с. Гвардейцы, но затраченные усилия спасателей оказались всего лишь началом дальнейшей борьбы с природным бедствием.
Вскоре от оперативного дежурного ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский Бор» поступила информация о ландшафтном пожаре на участке леса национального парка «Бузулукский Бор» и распространении огня по деревьям в двух направлениях от реки Самары: на восток - в направлении н. п. Борское и на север - в сторону разъезда с платформой РЖД «1 208 км Немчанка» Борского района, где расположено несколько жилых и дачных домов. Началась срочная перегруппировка задействованной в тушении пожарно-спасательной и специальной техники. Если бы огонь прошел в районный центр Борский, могли наступить катастрофические последствия пожара.
Уже через 40 минут после сообщения о возгорании леса шли аварийно-спасательные действия по тушению лесного пожара в Бузулукском бору силами пожарных Самарского лесхоза, федеральных пожарно-спасательных подразделений и прибывших дополнительных пожарных расчётов противопожарной службы Учреждения.
На северном направлении от Национального парка пожарные расчёты ПСО № 48 и 39 Учреждения встали живым щитом для защиты жилых домов находящихся у платформы РЖД «1208 км. Немчанка». К часу ночи у разъезда «Немчанка» пожарные остановили продвижение огня и объявили о локализации степного пожара на этом участке. Ветер стих и только в лесном бору гудела огненная стихия. Всю ночь производилось тушение очагов пожара на боевых участках. В связи с отсутствием водоемов и пересохшими озерами заправка пожарных автомобилей водой осуществлялась из подъезжающих бойлеров. В темноте ночи огнеборцы и волонтеры ждали рассвета. В 8 часов утра сменились дежурные караулы. К 12 часам послышался поднялся сильный порывистый ветер. Непотушенные ночью очаги пожара разгорелись с новой силой. Горящие части древесины буквально перелетали с ветки на ветку, поджигая всё новые деревья. Утром 22 августа площадь активного горения на территории ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор» составляла уже более 150 га.
Под воздействием вихревых потоков огонь прошел мимо разъезда и платформы РЖД «1208 км. Немчанка», приблизился вплотную к п. Немчанка, находящемуся на расстоянии менее полукилометра от железнодорожного полотна. Покинув спасенный объект РЖД, огнеборцы Учреждения заняли позиции в с. Немчанка. И снова пожарные мужественно боролись с огнем, однако стихия не отступала. Ближе к обеду 22 августа пламя прорвалось в посёлок со стороны железной дороги. В результате объединения нескольких очагов природных пожаров началось стремительное распространение огня, что привело к образованию огненного шторма. Населенный пункт Немчанка м. р. Борского Самарской области оказался в огненном кольце. По словам жителей, страшно было видеть, как по всему периметру горизонта огонь лижет небо. Стояла едкая гарь, кругом всё было чёрное от копоти. Ветер постоянно менял направление, масштаб распространения огня был страшным и невероятно быстрым. Настал момент, когда в пожарных водоемах закончилась вода, а бойлеры с долгожданным охлаждающим средством не могли прорваться через огненное кольцо.
И в это время, со слов очевидцев, произошло чудо - примерно в 15 часов ветер ещё больше усилился, потемнело, пошёл сильный ливень, который продолжался около 10 минут. Затем ветер стих, что повлияло в лучшую сторону на пожарную обстановку, распространение огня значительно замедлилось. Стали прибывать бойлеры с водой. Спасатели продолжили активное тушение пожара. В течение суток по мере локализации огня на участках, производилась переброска сил и средств на другие горящие объекты и строения. 23 августа в течение дня и вечера пожарные-спасатели производили тушение отдельных участков нежилых строений, загораний сухой растительности в лесных массивах, прилегающих к п. Немчанка. В 21 час. 10 мин. 23 августа 2021 года была объявлена ликвидация последствий пожара в пострадавшем поселении.
Не теряя самообладания, преодолевая порывы ветра, летящие искры, в условиях, сопряжённых с риском для жизни и здоровья, усугублявшихся воздействием опасных факторов пожара, высокой температурой, шквалистым ветром работали в те тревожные дни все без исключения пожарные государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям», проявляя стойкость, мужество, отвагу и самоотверженность. Никто не покинул вверенную позицию…
Ежегодный паводок, ураганы и другие стихийные бедствия не дают покоя жителям губернии, работники Учреждения во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Самарской области и местными силами РСЧС первыми приходят на помощь зовущим к спасению. Сложная паводковая обстановка складывалась весной 2010, 2017, 2021 и 2023 годов. В ряде муниципальных районов были подтоплены жилые дома и частично населенные пункты. Несколько суток совместно с сотрудниками федеральной противопожарной службы работники Учреждения самоотверженно ликвидировали последствия активного паводка.
По официальной статистике, только за последние 15 лет, подразделениями противопожарной службы Самарской области самостоятельно ликвидировано более 45 100 пожаров, спасено 5 831 человек и материальных ценностей на сумму более 12,2 миллиардов рублей. Работники дежурных смен 7 310 раз принимали участие в ликвидации дорожно-транспортных происшествий, при этом спасли 5 097 человек.
С принятием Закона Самарской области от 27 октября 2011 года N 110-ГД «О добровольной пожарной охране в Самарской области» добровольчество стало возрождаться в новом качестве. На территории губернии происходит активное развитие добровольной пожарной охраны. По инициативе Правительства Самарской области, администраций муниципальных образований и Главного управления МЧС России по Самарской области созданы 161 добровольная пожарная команда общей численностью 1 671 доброволец. Добровольцы способны на ранней стадии развития пожара успешно ликвидировать его до прибытия основных сил противопожарной службы Самарской области. Организационную, методическую и обучающую роль в деятельности ДПК играет наше Учреждение и его подразделения.
Развитие нашего Учреждения невозможно без активной поддержки Правительства Самарской области в лице заместителя Председателя Правительства Самарской области - руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Винникова Александра Ивановича, благодаря чему успешно решаются задачи, поставленные Правительством Самарской области и руководством Российского государства.
Приобретаются вновь и восполняются материальные ресурсы, резервы материалов и оборудования для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и имущество для развертывания пункта временного размещения населения на 500 человек на случаи ЧС межмуниципального и регионального характера. Наличие такого имущества на складах Учреждения, их оперативная доставка, развертывание и использование по предназначению сыграли значительную роль в обеспечении санитарно-профилактических мероприятий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории области в 2020 – 2021 годах.
Эти и другие материальные ресурсы хранятся на складах гражданской обороны Учреждения и в любое время могут быть предоставлены для использования по предназначению.
В период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в городе Самаре работники Учреждения приняли участие в подготовке объектов мундиаля, закупке оборудования и имущества для обеспечения безопасных условий пребывания гостей на объектах чемпионата. В последующем Правительство Самарской области приняло решение о передаче зданий по адресу: ул. Техническая, 20 в оперативное управление нашему Учреждению в порядке наследования ЧМ-2018. На данном объекте сейчас размещены пожарно-спасательный отряд № 46, служба пожаротушения, химико-радиометрическая лаборатория, склады, гараж, архив, учебные классы УМЦ и другие службы, ранее размещавшиеся в арендованных помещениях.
При проведении сходов граждан, их встреч с руководством администраций сельских поселений и муниципальных образований, они высказывают особые слова благодарности в адрес Правительства Самарской области, департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области и нашего Учреждения за создание и функционирование новых пожарно-спасательных частей по всей области. Население губернии, особенно в отдаленных от районных центров селах, стало чувствовать себя более защищенным.
В настоящее время постоянно совершенствуется система управления и оповещения. С конца 2013 года создан и развивается один из ее элементов – комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН). Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты. Особенно это важно на фоне стремительно развивающихся событий по выполнению задач специальной военной операции на Донбассе. И здесь Учреждение находится в самой активной фазе деятельности по реализации всевозможной помощи как жителям освобождённых республик и территорий, так и действующим объединённым вооружённым силам, противостоящим нацистским агрессорам.
В Учреждении и его структурных подразделениях организованы сбор денежных средств на приобретение пожарно-технического оборудования в пожарно-спасательные подразделения Донбасса, осуществлена организация сбора, закупок и отправки гуманитарной помощи в город-побратим Снежное. В горячую точку направляются колонны с приобретённым обмундированием, лекарствами, снаряжением, средствами индивидуальной защиты.
В настоящее время работники и ветераны Учреждения также активно участвуют в организации гуманитарной помощи населению республики Донбасс: закупке материальных запасов, передаче пожарной автотехники; в обеспечении подготовки мобилизованных граждан: закупке обмундирования, мебели, палаток, постельных принадлежностей, установке полевого лагеря, создании учебно-материальной базы, благоустройстве территорий учебных площадок. Наши работники встречали, сопровождали и размещали на базах детских лагерей отдыха беженцев с Донецкой и Луганской республик.
В адрес руководства Учреждения, Правительства Самарской области, а также Главного управления МЧС России по Самарской области поступают обращения от граждан и организаций с просьбой о поощрении личного состава пожарно-спасательных подразделений, своевременно оказывающих им помощь. За самоотверженные и профессиональные действия при ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций и спасении людей за последние 10 лет награждены и поощрены правами Министра по чрезвычайным ситуациям РФ 146 работников Учреждения, Губернатора и Правительства Самарской области – 284 человека, приказами начальника Главного управления МЧС России по Самарской области – 69 работников, другими правами отмечены более 490 человек личного состава. В мае 2023 года, впервые за историю Учреждения, в рамках торжественной церемонии в присутствии Губернатора Самарской области Д. И. Азарова, Указом Президента Российской Федерации «О награждении государственными наградами Российской Федерации» от 28 февраля 2023 года № 133 за отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении крупных лесных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайной ситуаций летом 2021 года в м. р. Борский, государственной наградой - медалью «За отвагу на пожаре» были награждены 11 работников пожарно-спасательных подразделений Учреждения.
В целях материального стимулирования работы личного состава пожарно-спасательных подразделений в 2015, 2020, 2023 годах Правительство Самарской области повышало заработную плату работникам. Губернатором Самарской области высоко отмечены нелегкий труд и заслуги пожарных-спасателей. Принятые Правительством меры по увеличению количества пожарно-спасательных частей, материально-техническому обеспечению подразделений и стимулированию личного состава позволили значительно повысить защищенность населения и территорий области, сократить оперативное время реагирования подразделений для ликвидации пожаров, последствий дорожно-транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций. Сократилось количество погибших и пострадавших на пожарах людей, существенно снизились материальные потери, увеличилось количество спасенных при ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий. Развитие и укрепление государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» продолжается. По инициативе департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области первым вице-губернатором - председателем Правительства Самарской области Кудряшовым В. В. принято решение о дальнейшем укреплении противопожарной защиты губернии, развитии противопожарной службы субъекта.
В результате развития законодательства РФ, в части передачи отдельных полномочий и функций субъектам Российской Федерации, задачи Учреждения расширяются. Такая динамика в последующем будет только нарастать.